Общежитие одного дома

В 1975 году в п. Голынки на ул. Ленина, 12 началось строительство первого не только в поселке, но и в районе 9-этажного дома с лифтом. В огромном здании с одним подъездом и длинными сквозными коридорами в обоих крылах здания была запроектирована 171 квартира – так называемое малосемейное общежитие. Можно представить радость первых жильцов, заселившихся в новостройку…

Прошло четыре десятилетия. Малосемейные квартиры стали собственностью старых и новых жильцов. Многое в общежитии изменилось, но кое-что осталось, кажется, навсегда.

Кстати, у слова «общежитие» помимо определения типа жилого помещения есть и еще одно значение – общественный быт, обиход, правила человеческого общежития.

В.А. Кубылина

Крик души в канун Нового года

В конце декабря в редакцию газеты пришло письмо от В.А. Кубылиной, жительницы того самого дома № 12. Валентина Алексеевна высказала ряд претензий в адрес управляющей компании ООО «Мастердом», суть которых сводилась к тому, что, по мнению жильцов, коммунальщики, взимая большую плату за ремонт и содержание жилья, делают меньше. Но главный упрек, тот самый крик души, как обозначила автор письма, касался разбитой входной двери, неизвестно в каком году поставленной. Валентина Алексеевна описывает неоднократные обращения к руководителю управляющей компании с просьбой установить новую дверь. Ответом были не только обещания, но и встречный вопрос: «А стоит ли?» (чуть позже станет понятна причина такого ответа). Кроме этого, в письме шла речь об оплате за ремонт и содержание жилья, о тусклых лампочках в коридорах и уборке лестницы.

После нового года мы отправились в Голынки, чтобы увидеть все своими глазами.

Особая примета

На улице Ленина мы остановились перед серой махиной 9-этажного дома. Со стороны входа адресной таблички не обнаружилось, но выручила описанная в письме особая примета: на той самой входной двери в подъезд «внутри нет ручки, за которую нужно держать, чтобы прикрыть ее». Так и есть, ручки нет, а сама дверь, снаружи обитая оцинкованным железом, изнутри выглядит много пострадавшей на своем веку. Хотя у многих из нас, долгое время живущих на одном месте, что называется, замыливается глаз, мы привыкаем к окружающей действительности и не видим в ней больших изъянов. Человеку же, который впервые перешагнул порог, может показаться, что этот подъезд никому не нужный: холодный, неуютный, расхристанный. Тусклая лампочка на потолке и дыра в стене в один кирпич, заботливо устроенная для свободного входа-выхода котиков, только дополняли картину. А прилично одетые люди, выходящие из подъезда, казались людьми из другой реальности.

Желания

Прежде чем побеседовать с автором письма, мы услышали мнения еще нескольких жильцов этого дома, в их числе Тамара Александровна Сетдикова, Валентина Ивановна Клименкова. Камнем преткновения для части жильцов стала входная дверь. В доме живет достаточно много любителей домашних животных. Причем это не только те, кто содержит кошку или собаку в своей квартире, но и те, кто из сострадания подкармливает бездомных животных у подъезда. Все бы ничего, но по традиции, характерной для многих наших многоквартирных домов, выпуская животное на улицу, хозяева не спускаются в подъезд, а просто открывают дверь квартиры. Говорят, бывали случаи, когда кошка или собака выходили из лифта сами, без хозяина. Естественно, что входная дверь в подъезде очень часто открыта, обеспечивая свободный доступ на улицу и обратно. Тему продолжил жилец одного из верхних этажей. Мужчина вполне резонно заметил, что вверху на лестнице изрядно сквозит от открытой подъездной двери.

Но среди коммунально-бытовых неудобств (вспомнили и поселковые дороги, которые, несмотря на ежегодный ямочный ремонт, оставляют желать лучшего) жильцы отмечали и положительные моменты в поселке. Для сбора мусора снова установили контейнеры, которые, конечно, упрощают жизнь жильцам многоэтажек. Неподалеку появилась спортивная площадка с тренажерами, которая стала большой радостью для жителей поселка, стремящихся вести активный образ жизни.

Разговор о нуждах дома мы продолжили с автором письма В.А. Кубылиной. Изложенные соседями замечания она дополнила. В первую очередь это касалось содержания все тех же домашних животных. Кроме этого, на первом этаже в общем подъезде располагается парикмахерская (есть еще и магазин промтоваров. Но он расположен с другой стороны здания и у него есть отдельный вход). К сожалению, не все посетители парикмахерской заботливо относятся к общедомовому имуществу. Плюс ко всему в доме имеется несколько квартир, хозяева которых ведут разгульный образ жизни, в том числе в компании приходящих друзей.

Есть еще один больной вопрос. Как и во многих домах с лифтом, жильцы первого этажа отчаянно сопротивляются тому, чтобы платить за лифт, которым они, по сути, не пользуются. И этот дом не исключение. Но закон предписывает платить за лифт жильцам всех этажей.

По словам моей собеседницы, возникающие проблемы каждый из собственников решает в одиночку. На инициативу создать совет дома, в который вошли бы представители каждого этажа (хотя бы по одному человеку), никто не откликнулся. У каждого жильца свой устав. А если нет единства внутри, то и приходящие извне ведут себя, как им вздумается. По этой же причине и на весенние субботники выходит весьма небольшое число людей. И, бывает, машины паркуют вплотную к входу. Вот и получается, что отдельные коммунальные проблемы тесно связаны с нормами человеческого общежития.

Другая точка зрения

Выслушав жильцов, мы не могли не выслушать мнение генерального директора управляющей компании ООО «Мастердом» А.А. Сошникова:

Перечень услуг. – В первую очередь хочу сказать, что в договор на ремонт и содержание жилья, заключенный собственниками с нашей управляющей компанией, входит минимальный необходимый перечень услуг: содержание и ремонт кровли, водопровода, канализации, отопления, освещение, текущий ремонт подъезда. Другими словами, управляющая компания должна обеспечить работу систем жизнеобеспечения дома, что мы и делаем. В прошлом году конкретно в этом доме провели подготовку к отопительному сезону, ремонтировали магистральный водопровод. Также заменили порядка 200 кв. м кровли над двумя квартирами. К сожалению, полностью ликвидировать протечку не удалось, но мы нашли приемлемое решение с собственником.

В этом доме тариф на ремонт и содержание жилья несколько выше, чем в остальных, так как по просьбе жильцов, многие из которых – пожилые люди, в тариф включена плата за уборку лестничных клеток (подметание, обработка перил).

Свет. – Несколько слов по поводу освещения. По просьбе жильцов первого этажа мы установили в коридоре энергосберегающие лампы дневного света. Но после того, как их украли, вынуждены были вернуться к обычным маломощным (чтобы уменьшить расход электроэнергии на общедомовые нужды) лампочкам.

По поводу лифтов. – В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в этом доме, предназначенное для обслуживания более одного помещения, в том числе и лифты. Поэтому все собственники обязаны оплачивать содержание и ремонт лифтового оборудования вне зависимости от того, на каком этаже они живут. Кстати, на нескольких жильцов первого этажа, которые не платят за обслуживание лифта, мы подавали в суд.
У нас на обслуживании находятся 6 лифтов. Расходы на их обслуживание включают оплату электроэнергии, техническое обслуживание (около 30 тыс. руб. на каждый лифт ежегодно). Раз в несколько лет проводится техническая экспертиза. В этом году нужно поменять 3 редуктора, что обойдется примерно в 300 тыс. руб. Плюс к этому заработная плата пяти лифтерам и электромеханику. Так что оплаты, вносимой жильцами, в лучшем случае хватает, чтобы покрыть затраты на содержание лифтов.

Ремонт. – В этом году мы начали ремонт коридора на 8 этаже: стены, потолок, полы. По правилам, раз в пять лет управляющая компания должна ремонтировать подъезд. Предыдущий ремонт был примерно в 2016 году. Планируем, что обновим подъезд нынче.

В доме 171 квартира, некоторые стоят пустые, в них никто не живет. Из общего числа собственников 56 человек имеют задолженность свыше 3 месяцев на общую сумму 537 тыс. рублей. Причем не платят не только малоимущие, но и работающие люди.

Что касается входной двери в подъезде. Это больной вопрос почти для всех многоквартирных домов. Сейчас объясню. В одном из соседних домов мы установили металлическую дверь и уже раза четыре ее ремонтировали. Еще жильцы любят подпирать дверь чем-нибудь, чтобы кошки могли свободно выходить на улицу и возвращаться обратно. Дверные доводчики в таком режиме очень быстро выходят из строя. Заменить один стоит более 1,5 тыс. руб. Поэтому замену дверей при подобном отношении жильцов считаем нецелесообразной.

Закон и порядок

О том, как соблюдается общественный порядок в доме, мы попросили рассказать участкового уполномоченного полиции А.А. Попова:

– Периодически жильцы обращаются и ко мне как участковому, и в дежурную часть. Причина чаще одна – пьяные скандалы, когда сначала вместе пьют, потом выясняют отношения. Случается, что безобразничают подростки, от которых чаще всего страдает лифт: поджигают кнопки, царапают, однажды разрисовали. В доме часть квартир пустует. В декабре мы делали поквартирный обход: в субботу утром нам открыли дверь примерно в квартирах 40.

В целом можно сказать, что это скорее обычный дом, есть и более проблемные. За первые две недели нового года оттуда не поступало ни одного сообщения о совершенных правонарушениях. А жильцам, наверное, можно посоветовать установить домофон, чтобы свести к минимуму визиты посторонних людей.

Ожидания и реальность

Н.В. Иванова, Глава Голынковского городского поселения:

– Все мы, оплачивая коммунальные услуги, ожидаем получить больше качественно выполненных работ со стороны управляющей компании. Между тем решение о тарифе на ремонт и содержание жилья, а значит, и перечне услуг, принимают собственники жилых помещений. К сожалению, не все жильцы оплачивают коммунальные услуги. Не все относятся к общедомовому имуществу как рачительные хозяева, считая, что если платим деньги, то имеем право поступать так, как удобно нам.

Вот такой многоквартирный дом. Жильцы и управляющая компания предъявляют друг другу часто обоснованные претензии. Но при этом далеко не всегда хотят слышать друг друга. Жильцы не обладают информацией о том, что сделано и будет делаться управляющей компанией. А коммунальщики, в свою очередь, говорят о том, что невозможно собрать жильцов на общее собрание. Получается замкнутый круг, в ущерб и жильцам дома и работе управляющей компании. И главное, среди жильцов нет единства, без которого отстаивать интересы дома гораздо сложнее.

Подготовила Елена ШКОЛЬСКАЯ
Фото Сергея СОБОЛЕВА

Читайте также: