P41
P42
p5090228
p8040302
p9220410
pamyatnik
sany5004
vokzal

Село

Маршрутом автолавки

Десятилетнему Степе Фролову в деревне раздолье: можно кататься на велосипеде сколько хочешь, не то что дома – в Смоленске, да и друзья у  него тут – Мишка и Валя. Именно так он их и зовет, несмотря на то, что Валентине Андреевне Школьской уже 75, а Михаилу Трофимовичу Бакеренкову 81 год.  В деревне все по-простому. Например, Кочалко Валерия, того вообще Пиратом кличут. Может, из-за бороды. Вообще, фамилия Кочалко здесь популярная... Ирине Стефановне Кочалко 89 лет исполнится 3 июля. У нее шестеро детей.  И все они зовут  ее к себе. Но куда там: «Я когда захотела – встала, что захотела – съела. Ни к кому не пойду. Невестка грядки мне сделает, я еще сама их прополю».
После нее по очереди к автолавке, которая приезжает раз в неделю в Малую Березину, также  основательно, рублей на 700-900, затаривается ее однофамилица – 88-летняя Анна Федоровна, тоже живущая одна.
У магазина на колесах все они и встречаются – деревенские жители. Всего 8 человек, а постоянно проживающих пятеро. У автолавки обсуждают последние новости, делятся проблемами. Михаил Трофимович думает уже о предстоящей зиме, когда  с водой у него беда. От башни летом  к дому проложен  шланг по земле, а зимой летний вариант водоснабжения замерзает. 
Валентина Андреевна горюет, что лисица кур таскает, выпустишь днем и не досчитываешься потом. И не мудрено: зарастает округа, зверью – раздолье.
Раиса Петровна Миронова – продавец автолавки временный. Ее основное место работы – магазин в деревне Стаи. В потребительской кооперации уже 14 лет. И то, что она любит людей, не вызывает сомнения – каждому покупателю пытается предложить то, что ему нужно. Зубов нет (дело житейское) – возьмите плавленый сыр, жевать не надо, помидорка тоже мягонькая.
Опыт работы на автолавке у Раисы Петровны уже не первый: полгода она ездила  в д. Тур и Заборье. Покупатели в деревнях заказывают разные товары: и комбикорм, и зерно, и мягкие уголки, и цемент, и сетку-рабицу, и топоры-лопаты. Работники потребкооперации везут все, что необходимо.
У водителя автолавки Виктора Александровича Гавриленкова это уже третья машина. 12 лет он колесит по дорогам  района, почти всех покупателей в деревнях по именам знает. Маршрут среды – самый длинный – километров 150 пути. Сначала – в М. Березину, что в 15 км от Любавич, на обратном пути – еще несколько деревень. Потом через Любавичи на Дрягили, Соловьи, Ефремово, Зорчино. Особенно трудно зимой. В снежные дни  бывает проехать нельзя. Поэтому по сотовому сразу набирают Главу Любавичского сельского поселения В.П. Куземченкова и он высылает трактор. Часто, чтобы не мучиться, трактор просто берет автолавку тросом на буксир и тянет до нужного места. Другой вариант встречи с покупателями той же М. Березины – ждать их в Б. Березине, пока они доедут на лошади.
 
Обслужив одного покупателя в Б. Березине, машина тормозит в Загорье. Владимир Иванович Портасов, которому 81 год, тут единственный постоянный житель, остальные – дачники. Ему удобно – прямо напротив дома останавливается автолавка.
А вот, чтобы обслужить следующего покупателя – единственного жителя деревни – мы сворачиваем с основной дороги в сторону. До Портасово – асфальт, старый, крепкий, не разбитый (просто некому), только от времени через него аккуратно посередине полотна проросла трава.
Алексей Иосифович Бабусов (на снимке) идет навстречу автолавке со своей верной охранницей – Жучкой. Одинокий, бездетный 75-летний мужчина, еще несколько лет назад выходил за продуктами к «трассе», но теперь ослабел. Автолавка и почтальон – единственные ниточки, связывающие его с «большой землей». Хорошо еще, что вода есть питьевая, берет Алексей Иосифович ее из полуразрушенного колодца на заброшенной усадьбе. Водитель и продавец автолавки жалеют старика. Виктор Александрович подхватывает большую тяжелую сумку с продуктами и несет ее к дому Алексея Иосифовича.
Зимой расстояние от большой дороги до Портасово – ровно километр – машина, бывает, преодолевает час. По нечищеному асфальту не разгонишься. И водитель, и продавец хворост ломают, чтобы бросить под колеса и помочь машине выехать. Ведь старик будет сидеть без хлеба, если они не приедут.
А сколько их по району, одиноких, немощных, не желающих ни за что покидать свои старые дома и ехать поближе к цивилизации, бабушек и дедушек. И до них только автолавки райпо и доезжают, никому из предпринимателей не придет в голову нести такие убытки на дорожных расходах. Около 30 маленьких отдаленных деревень в районе обслуживает автолавка. Без нее людям просто не выжить.
 
Елена Карабутова