Приоритеты нужно менять

На прошедшем в Руднянском райпо ежегодном собрании уполномоченных пайщиков прозвучал очень важный, можно сказать, программный тезис, призывающий едва ли не кардинально изменить структуру деятельности потреб-кооперации и во главу угла поставить не торговлю, а производство собственной продукции и закупку сырья  у населения. Причем производство на таком уровне, чтобы гордиться качеством продукции, выпущенной под брендом Руднянского райпо.
 
Удержать позиции
В собрани прнимали участие уполномоченные пайщики. Его работу возглавил президум в составе В.А. Пчелкиной, главного бухгалтера; Т.В. Старовойтова, председателя правления райпо; Е.Л. Тимошенковой, уполномоченной Смоленского облпотребсоюза; С.В. Архипенкова, первого заместителя Главы района; Н.Н. Онойко, директора хлебокомбината Руднянского райпо (на снимке слева направо).
Как следовало из отчета правления райпо, озвученного его председателем Т.В. Старовойтовым, в прошлом году не удалось справиться со всеми проблемами, вызванными экономическим кризисом. Из-за снижения покупательской способности населения остро ощущалась нехватка собственных оборотных средств, снижался товарооборот. Тем не менее все отрасли сработали с положительным результатом, причем около 70% прибыли (1,6 млн. руб.) направлено на капитальные вложения. Для хлебокомбината они составили 1,113 млн. руб. (покупка и ремонт оборудования, ремонт цехов), для торговли и общественного питания – 486 тыс. руб. (в т.ч. ремонт кровли в магазинах дд. Чистик, Сташки, Лешно).
Розничный товарооборот составил 96,2 млн. руб, рост к 2015 году в действующих ценах 84%.
Основную долю в общем товарообороте (более 70%) занимают продовольственные товары. При этом в прошлом году объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров уменьшился.
Удерживает свои позиции общественное питание. Розничный товарооборот за 2016 год составил 28, 2 млн. руб. (101% в действующих ценах к 2015 году), причем закусочные «Луч» и «Лиана» практически вдвое увеличили свои показатели (по сравнению с 2015 годом). Выше среднеобластных такие важные показатели как нагрузка на 1 работника общественного питания и нагрузка на 1 работника кухни. Устойчивым спросом пользуются полуфабрикаты собственного производства, их реализовано на 15,5 млн. рублей ( на 288 тыс. больше, чем в 2015 г.). Ассортимент производимой продукции достаточно широк. 
Еще одним направлением является заготовительная деятельность. Мяса, картофеля, овощей, макулатуры закуплено на 29,2 млн. руб. (рост 104%), в т.ч. на 12,8 млн. руб. закуплено сельхозпродукции у населения (мяса, картофеля, овощей).
В прошлом году некоторый спад производства произошел на хлебокомбинате, где выработка составила 94% к уровню 2015 года.
На фоне падения товарооборота и потери прибыли правление райпо проводило ряд мер по сокращению издержек.
Наряду с этим внедрялись инновационные проекты в целях улучшения работы, в их числе поиск новых поставщиков, акции по снижению цены. Также ввели в практику торговлю по заявкам покупателей: при 50% предоплате стройматериалы, мебель, крупногабаритные товары доставлялись напрямую от поставщика к покупателю, минуя магазин. В условиях острой конкуренции пытались не допустить большого снижение товарооборота, для этого организовали выездную торговлю, участвовали в ярмарках.
В общественном питании с этой целью снижали себестоимость полуфабрикатов, расширяли ассортимент. У руднян пользуются спросом копченое сало и рыба, соленая сельдь. Лидером продаж остаются пельмени, которых выпускается 7 видов. На покупательский спрос влияет не только качество, но и внешний вид продукции. Например, реализация котлет-полуфабрикатов выросла более чем на 10 % из-за использования современной панировки. В кафе «Лиана» ведется продажа недорогих комплексных обедов из 3-х блюд. Кондитерский цех за счет расширении ассортимента увеличил выработку продукции: в продаже появились новые виды тортов, печенья, кексов, рулетов.
Антикризисная программа
В условиях жесткой конкуренции, снижения покупательской способности и товарооборота для упрочения позиций необходимо развитие. С этой целью руководство райпо провело ряд мероприятий. Планируется развивать торговлю на лотках продукцией общепита, увеличить продажу продукции хлебокомбината, причем для продавцов за ее реализацию установить повышенные расценки. В числе вынужденных мер – не допускать работу убыточных магазинов, и заведомо убыточные маршруты автомагазинов. В планах – развивать заготовительную деятельность, особенно дикорастущих ягод и грибов, которые сегодня пользуются спросом.
Кроме того, были озвучены конкретные шаги, вот некоторые из них:
► в магазине № 10 (на выезде из города) провести косметический ремонт и внедрить самообслуживание;
► для привлечения покупателей внедрить дисконтные карты со скидкой 3 % в магазинах «Купец» и «Находка хозяйки»: эти карты будут выдаваться пайщикам и обычным покупателям за крупные покупки;
► в магазине «Продукты» в с. Понизовье открыть заготовительный пункт по приему у населения макулатуры, сельхозпродукции, ягод и грибов;
► с пайщиками заключать договоры на безвозмездной основе на поставку свежей зелени для ресторана и кафе (райпо предоставляет семена и удобрения, получая взамен часть урожая зелени);
► для мясного цеха общественного питания приобрести холодильное оборудование шоковой заморозки;
► для буфета ресторана и кафе «Встреча» купить кофе-машины, а для кафе – еще и аппарат по разливу газированных напитков.
Свою оценку работы потребкооперации Руднянского района высказала Е.Л. Тимошенкова. Что касается основных показателей производства, общепита, заготовительной деятельности, то они фактически вдвое выше среднеобластных (общепит входит в пятерку лучших, а хлебокомбинат занимает второе место по производству), что не может не радовать. Но между тем проблемы существуют, впрочем, они характерны не только для нашего района. Сельские магазины работают с 1 продавцом и по укороченному дню; нет магазинов-миллионников. Последнее обстоятельство говорит не только о высокой конкуренции, но и о том, что нужно искать новые подходы для привлечения покупателей. В частности, проводить дегустации собственного продукции, уделить больше внимания реализации хлебобулочной продукции собственного производства.
О необходимости перемен в работе районной потребкооперации говорил и первый заместитель Главы района С.В. Архипенков. Нужно гордиться своей продукцией, активно продвигать ее на внутреннем рынке, а для этого нужно неизменно высокое качество. Для привлечения покупателей стоит использовать рекламу, и просто необходимо работать с кадрами: ведь от профессионализма продавца зависит очень многое. При этом С.В. Архипенков отметил, что в районе высоко ценят вклад потребкооперации в обеспечении жителей деревень (особенно отдаленных, куда не приедет частник) товарами первой необходимости. 
В завершение собрания был утвержден отчет правления, а его работа признана удовлетворительной. Определены задачи на ближайшую перспективу: привлекать в ряды пайщиков молодых руднян, активизировать заготовительную деятельность, продвигать продукцию за пределы района.
 
 
Подготовила 
Елена ШКОЛЬСКАЯ