Водители особого назначения

Сотни водителей ежедневно садятся за руль грузовых и легковых автомобилей. Но у некоторых из них профессиональные обязанности выходят далеко за рамки водительских. Сегодня мы представляем часть из сообщества водителей специального транспорта.
 
В школу – по графику
За плечами Владимира Никитьевича Колесникова 42 года водительского стажа и не один миллион дорожных километров. Начинал на грузовой машине – перед службой в армии. Потом 32 года возил пассажиров на автобусных маршрутах в автоколонне «1897-АВТО». С выходом на заслуженный отдых с любимой профессией не расстался: вот уже 5-й год он работает водителем одного из 6 школьных автобусов и 6 дней в неделю доставляет ребят из Одрино, Могильно, Тура, Стай, Кругловки и микрорайона ПМК на занятия в среднюю школу № 2 г. Рудни.
Самым главным требованием в работе является техническая исправность автомобиля. Как говорит Владимир Никитьевич, на водителе школьного автобуса лежит большая ответственность, ведь в салоне не просто пассажиры – дети. Потому, чтобы устранить случившуюся неполадку, остается после работы или же приходит в свой выходной. Показателен тот факт, что во время автотранспортной проверки инспектор был приятно удивлен тем, что автобус как новенький. За уборку салона тоже отвечает водитель. В вопросах чистоты  взаимопонимания с детьми достигли быстро.
Владимир Никитьевич выезжает на маршрут в 6.30 утра, утром делает 2 рейса. С 9 часов – перерыв,  после уроков отвозит ребят домой. Помимо  школьного маршрута бывают экскурсионные поездки, к примеру, в Смоленск, Пржевальское, на Соловьеву переправу.
Всех своих юных пассажиров Владимир Никитьевич знает, спрашивает о полученных отметках. Они это ценят и обращаются к нему всегда по отчеству – Никитьевич.
 
На страже чистоты
Для того, чтобы вовремя приехать на точки сбора ТБО в микрорайоны города, рабочий день водителя мусоровоза Виктора Ивановича Захаркина начинается в 6 утра и заканчивается в 8 вечера. Кто-то бросает пакеты с мусором на землю, дескать, коммунальщики соберут, им за это деньги платят.  Другие, сердобольные, в основном это пожилые женщины, наоборот помогают «ничейные» мешки с мусором грузить в контейнер, беря на себя заботу о чистоте площадки для сбора мусора.
У жилых многоквартирных домов на 8-ми улицах Рудни еще остались стационарные контейнеры. Но вместе с ТБО жильцы норовят выбросить и доски, и унитазы. Из-за этого при разравнивании отходов в машине может сломаться ворошилка или, что еще хуже, – может пробить насквозь емкость.
С контейнерами организаций и учреждений тоже приходится повозиться, бывает, нужно буквально перекатывать их до машины. Самая главная проблема нагруженного – в 28 контейнеров – мусоровоза – преодолеть путь до свалки.
К своей работе Виктор Иванович привык, водит мусоровоз в ООО «Руднякомуслуги» уже 5 лет. До этого, в Краснинском районе, откуда он приехал с семьей, его водительские права лежали без надобности: работал почтальоном, кочегаром. В Рудне сначала стажировался рядом с водителем, учился управлять манипулятором и точно подъезжать к контейнерам.
Благодаря личной инициативе В.И. Захаркина опорожнение стационарных контейнеров на отдельных площадках города идет дважды в неделю вместо одного: «Лучше чаще вывезти, чем потом собирать по округе». 
 
На молочном маршруте
Сергей Николаевич Давыденков работает водителем автомолцистерны в сельскохозяйственном потребительском снабженческо-сбытовом кооперативе (СПСК) «Молочник» с 2006 года, с момента основания организации.
Занимается сбором молока в частном секторе пяти поселений района: в Казимировском, Любавичском, Смолиговском, Чистиковском, Кругловском и в Рудне. Протяженность маршрута составляет 330 км, а число остановок на нем – 21. Молочную машину ждут более 150 молокосдатчиков, причем, что интересно, в Рудне сдает молоко только один человек. За год Сергей Николаевич собирает и перевозит более 400 т молока.
 Работает он вместе с супругой Еленой Владимировной, которая ведет учет. В обязанностях Сергея Николаевича, как он сам говорит – погрузить, привезти и сдать молоко. Причем летом это требуется сделать максимально быстро, чтобы не пострадало качество сырья. Зимой же молоко собирают через 1-2 дня, и в это время года другая сложность – не всегда проезжие дороги.
Уже в 5 утра выезжают на маршрут. Поначалу было тяжеловато, сейчас столь раннее начало рабочего дня вошло в привычку.
На каждой остановке – встреча с молокосдатчиками, в основном это люди старше 50 лет. Многие из них уже стали добрыми знакомыми.
На предприятии Сергея Николаевича знают как дисциплинированного и добросовестного сотрудника, который пользуется уважением в коллективе. Он неоднократно был признан лучшим в профессии. 
 
В пути – скорая помощь
Уводителей скорой помощи есть железное правило, которому они следуют неукоснительно: передавать машину напарнику, заступающему в следующую смену, нужно полностью исправной, ведь от этого может зависеть жизнь пациента. 
Этому правилу следует и Александр Петрович Климочкин, который работает водителем скорой помощи в Руднянской ЦРБ с февраля 1991 года. Но помимо поддержания автомобиля в исправном состоянии водители скорой выполняют и обязанности санитаров: они должны доставить носилки с больным до санпропускника. Не все выдерживают сменный – по 12 часов – график работы. За смену бывает и 5, и 12 вызовов, плюс к этому отправления в Смоленск, куда доставляют экстренных больных. Работа тяжелая, рутинная, но люди трудятся на совесть, стаж работы у водителей более 10 лет. Как говорит Александр Петрович: «В этом, наверное, и заключается характер народа в глубинке: когда к работе не просто привыкают, а с ней срастаются».  
У каждой из бригад скорой помощи – в Рудне, Голынках, Понизовье – своя зона обслуживания, но в случае необходимости коллеги помогают друг другу.
Александр Петрович отмечает, что сейчас стало проще находить указанные в вызовах адреса – благодаря проведенной Администрациями городских и сельских поселений работе по упорядочению адресного хозяйства. Но и сами водители за столько лет хорошо знают жителей, так что старожилов находят без особого труда.
У нас, в провинции, водители к скорой помощи относятся уважительно, особенно белорусы, их отличает большая дисциплинированность. Чего нельзя сказать о пешеходах, которые перед бампером скорой неспешно пересекают улицу по переходу... 
Руководство больницы характеризует А.П. Климочкина как ответственного сотрудника, на которого всегда можно положиться. Сам же он считает, что водитель скорой помощи прежде всего должен быть порядочным человеком. 
 
Ждут с огромной надеждой
Специфика работы водителя пожарной машины такова, что при поступлении сообщения он должен как можно быстрее доставить к месту происшествия пожарную команду. Поэтому автомобиль должен быть всегда в исправном состоянии, чтобы ничего не могло случиться в дороге, даже несмотря на солидный возраст техники, которой уже за два десятка лет. В обязанности водителя входит бесперебойная подача воды. Имеющейся в автомашине хватает на 3 минуты тушения огня, далее нужно ехать к гидранту или водоисточнику, чтобы вновь заполнить емкость. Иногда таких рейсов делается до десятка. Если пожар недалеко от водоема, то прямо из него прокладывается магистральная линия для подачи воды. И тут водителю нужно налаживать контакт с местными жителями, которые могут помочь. 
 Водитель пожарной машины Александр Николаевич Миронов за свой труд награжден ведомственным знаком отличия – медалью МЧС России «Маршал Василий Чуйков». Миронов пришел в пожарную часть Рудни в трудные 90-е, когда с работой было тяжело.  Да так и остался: пришлись по душе и профессиональные обязанности, и коллектив. За долгие годы научился справляться со сложностями, с которыми может столкнуться только водитель пожарной машины. Например, зимой возникают проблемы в работе пожарного насоса – вода на определенных участках превращается в лед. Бывают единичные случаи, когда пожарная к месту возгорания просто не может подъехать из-за плохой или не расчищенной от снега дороги.
Сложно сказать, когда у пожарных бывает тихий сезон. В апреле горит трава, 3-4 раза выезжают за сутки по району; в засушливое лето ездят тушить торфянники, в начале отопительного сезона чаще всего горят дома…
 Пожар – самая страшная беда, недаром среди номеров экстренных служб первым идет номер пожарных. И люди с огромной надеждой ждут тех, кто придет на помощь. 
 
45 поощрений за службу
Чем отличается водитель, работающий в полиции, от других своих коллег? Прежде всего тем, что он одновременно является и полицейским, т.е. задерживает нарушителей, пресекает правонарушения и т.д. А еще тем, что он должен быть вдвойне дисциплинированным на дороге. Исключение составляют случаи, когда полицейская машина едет на задержание с включенной сиреной. 
Прапорщик полиции Сергей Петрович Курдумяков за рулем служебного автомобиля с 1994 года. В МО МВД России «Руднянский» его характеризуют как трудолюбивого, вежливого, отзывчивого сотрудника. 
Любовь к технике началась с детства, когда сосед-водитель брал прокатиться. После получения прав в училище и службы в армии водителем, освоил еще и автобус. А потом его пригласили на службу милиционером-водителем группы ППС отделения Руднянского РОВД в Голынках.
Полицейский (водитель) С.П. Курдумяков за суточное дежурство может выезжать вместе с оперативно-следственной группой на 10-15 вызовов. Бывает, что машина уезжает в дальнюю точку района, а потом передается сообщение о других происшествиях в округе. Случается, что проехать к самому месту преступления нет возможности из-за бездорожья, добираются пешком. Приходилось задерживать и вооруженных грабителей. Поступают и ложные вызовы. Одной бабуле кажется, что сосед ее травит газом, звонит по ночам, полиция реагирует, но ничего не обнаруживается не в первый раз. Другой вызывает полицию из-за беспризорной собаки. На это тратится время, а кто-то в эти минуты ждет приезда полиции, машина на дежурстве по району одна.
Отдельная история – семейные скандалы. Тут на долю водителя выпадает вести разгоряченного дебошира в машину и, иногда, выслушивать оскорбления в свой адрес. Буйным надевает наручники.
Сергей Петрович скромно умалчивает о своей служебной командировке в 2004 году в Северо-Кавказский регион и непосредственное участие в контртеррористических операциях, о своих 45 поощрениях за время службы в органах внутренних дел, о награждении медалями «За отличие в службе» трех степеней. Но зато с отцовской гордостью делится известием, что младший сын теперь тоже сдал на права. А значит в семье появился третий водитель, пусть и не профессионал.